Система «Платон» в вопросах и ответах

Что такое «Платон»?

«Платон» - это система взимания оплаты платы с автомобилей весом свыше 12 тонн.

Цель этого нововведения заключается в том, чтобы большегрузы возмещали вред, наносимый дорожному полотну своим весом. Эти деньги пойдут в Федеральный бюджет РФ и будут направлены на строительство, ремонт и поддержание автодорог, на совершенствование транспортной инфраструктуры в целом. В рамках программы «Автомобильные дороги» открыта подпрограмма «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)», которая осуществляется в том числе и за счет взносов в Платон, снижающих расходы государственного бюджета.

На каких дорогах действует «Платон»?

Система «Платон» действует по всем федеральным дорогам, которые имеют буквенно-циферную нумерацию и начинаются на литеру М. Исключение МКАД и платные автодороги.

На какие автомобили распространяется система Платон?

Оплата за проезд по федеральным дорогам берется с водителей большегрузов, у которых максимальная разрешенная масса превышает 12 тонн. Эта масса включает в себя:

  • вес автомобиля,
  • максимальный вес груза,
  • вес водителя,
  • вес пассажиров,
  • вес багажа.

Таким образом, общий вес автомобиля вместе со всем, что на нем находится. Сюда входят еврофуры и грузовые прицепы.

Многие автомобили рассчитаны на перевозку грузов до 10-12 тонн, однако многие автовладельцы желают использовать транспортное средство с максимальной выгодой и перегружают автомобиль сверх меры. Да, это позволит провезти больше груза за один раз, расход горючего в этом случае вырастает незначительно, однако нагрузка на амортизаторы и колесную базу приведет к скорому ремонту, а повышенное давление на дорожное покрытие грозит приличными штрафами.

На любом весовом пункте после проверки реального веса и его превышении автомобиль будет оштрафован. После прохождения автоматической "рамки" штраф придет по почте, на стационарном пункте штраф выпишет инспектор ДПС.

Какие авто не попадают под «Платон»?

Оплата за проезд не берется со следующих большегрузов, даже если их масса составляет более 12 тонн.

  • Пассажирский транспорт, например, автобусы
  • Служебный специальный транспорт, у которого есть проблесковые маячки (пожарные машины, транспорт МЧС, скорая помощь, полиция и военная автоинспекция)
  • Любая военная техника Министерства обороны РФ
  • Легковой транспорт до 3,5 тонн
  • Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн - однако для них работает статья 12.21.1 КоАП РФ и применяются штрафы за перевес.

Кто платит за проезд?

Согласно п.6 ст.31.1. ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах", плата за возмещение вреда дорогам, если автомобиль весит более 12 тонн, осуществляется за счет собственника, если собственник - гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ. Если автомобиль иностранный, то за проезд платит водитель, если не заплатит собственник.

Как контролируется проезд большегрузов?

1. В каждой машине есть GPS-приемник, который определяет местонахождение автомобиля и записывает на внутреннюю память траекторию его движения и отправляет в соответствующие органы (правильно?)
2. По всей стране установлены автоматические рамки с фотофиксацией и пунктом взвешивания, карту рамок можно посмотреть по ссылке: (ссылка)
3. Мобильные пункты контроля Платон - служебный автомобиль с камерой фиксирует появление автомобиля в конкретной точке на трассе и сверяет с базой.

Если автомобиль был сфотографирован рамкой или на выездном пункте контроля, а оплата за проезд не была произведена, водителю выставляется штраф в размере 5000р.

Что такое бортовое устройство?

Если у вас есть автомобиль с максимальной разрешенной массой, превышающей 12 тонн, вам необходимо приобрести бортовое устройство Платон БУ 1201. Этот прибор имеет встроенный GPS и с его помощью отслеживает ваше местоположение + совершает оплату за движение по федеральным трассам.

Как получить бортовое устройство Платон?

1. Проходим регистрацию в реестре системы.

Это довольно просто и совершенно бесплатно:

  • - на сайте platon.ru
  • - в центрах поддержки клиентов.

Для регистрации необходимы следующие документы:

  • удостоверение личности, или доверенность от владельца, или учредительные документы компании (при интернет-регистрации достаточно сканов);
  • документы на авто – свидетельство от госрегистрации, техпаспорт (в онлайн-заявке нужно указать VIN, максимальную массу, модель, марку ТС, госномер);
  • контактные данные – электронный адрес, телефон.

Обработка заявления длится до 15 до 20 дней, затем открывается доступ в персональный кабинет на сайте. На этом регистрация считается завершенной, вы становитесь авторизованным пользователем.

2. Получаем бортовое устройство.

Для этого необходимо явиться лично в центр компании (уже открыто 138 таких центров) и заключить договор. Вы получаете бортовое устройство по договору безвозмездного пользования, то есть не покупаете, именно поэтому процедура бесплатна.
Для заключения договора необходимо предоставить копии документов:

Физическим лицам:

  • оригинал паспорта + копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность,

Юридическим лицам-резидентам:

  • оригинал паспорта + копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность,
  • свидетельства о регистрации и постановке на учет в налоговых органах РФ,

Юридическим лицам-нерезидентам (все документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык):

  • оригинал паспорта + копия паспорта или другого документа, удостоверяющего личность,
  • свидетельства о регистрации и постановке на учет в налоговых органах РФ,
  • положения о представительстве или филиале.

Если обращается не собственник транспортного средства, а его законный представитель, предоставляются копии документов, заверенные собственником. Должна быть надпись: «Верно», подпись с расшифровкой, печать, дата, сведения о том, где находится оригинал заверяемой копии.

3. Получаем консультацию.

После получения бортового устройства можно проконсультироваться по установке и использованию у специалистов центра.

Какие штрафы за неуплату взноса за вред автодорогам?

Первоначально планировалось введение штрафов для юридических лиц в размере до 1 млн. рублей, однако перевозчики были категорически против. В результате их несколько снизили, и на 2019 год установлены следующие размеры штрафов:

Ст. 12.21.3. КоАП РФ Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Первичное нарушение - 5000 рублей
- для собственника ТС или юридического лица, если ЮЛ зарегистрировано на территории РФ,
- для водителей иностранных автомобилей.

Вторичное нарушение - 10000 рублей
- для собственника ТС или юридического лица, если ЮЛ зарегистрировано на территории РФ,
- для водителей иностранных автомобилей.

То есть для российского автомобиля штраф выставляется собственнику, а для иностранного автомобиля - водителю.

Данный штраф выставляется собственнику не более чем один раз за сутки, если нарушение было зафиксировано автоматически. Например, если автомобиль два или более раз за сутки проедет через "рамку" без оплаты, владелец большегруза получит только один штраф.

Первые штрафы пошли в бюджет начиная с 1 октября 2018 года, будем надеяться, что теперь наши автодороги станут ощутимо лучше.

Как платить "налог на большегрузы"

Необходимо пополнять баланс заранее, то есть до начала движения. Оплата списывается автоматически со скоростью 1,50 рубля за километр, если у вас есть скидка 50% или 3,73 рубля (если скидки у вас нет). На данный момент скидка есть у всех, чтобы снизить напряжение и недовольство среди дальнобойщиков. Однако ее могут отменить в любой момент.

На бортовом устройстве есть цветные индикаторы "Статус" и "ГНСС", начинать движение по федеральным трассам можно только если индикатор "Статус" - зеленый, индикатор "ГНСС" - зеленый или желтый.

Большегруз не имеет права продолжать движение, если горят красным индикаторы "Статус" или "ГНСС". Движение при запрете подпадает под административное нарушение, за которое грозят штрафы по ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Закончились деньги. Что делать?

В этом случае необходимо остановиться, пополнить счет и ожидать, пока на счёт зачислятся деньги, ведь на первой рамке или мобильном посте будет выписан штраф.

Законодательная основа

1. Федеральный закон 68-ФЗ от 6 апреля 2011 года внес изменения в КоАП, 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» и в Бюджетный кодекс РФ.

Данный закон:

  • Обязует вносить плату при движении по автомобильным дорогам федерального значения автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 12 т.
  • Запрещает движение без оплаты,
  • Устанавливает административную ответственность за движение без оплаты.

2. Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 определяет порядок взимания платы.

3. Статья 31.1 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах»

Полезные ссылки

Посмотреть на карте Нижнего Новгорода